gototopgototop

На этапе зарождения этот жанр был далек от художественных задач. Его истоки — в научном освоении морских глубин. Целью являлось отображение подводных объектов, насколько позволяли используемые в фотографии материалы. Подводная съемка редко рассматривалась в контексте искусства фотографии. Листая советские книги 1930-х годов, посвященные морской биологии, можно встретить большое количество качественных черно-белых фотографий представителей подводной фауны. Но вы не найдете там имен фотографов. Вместе с тем эти снимки требовали серьезной фотографической подготовки, не говоря уже об объективных сложностях, с которыми были сопряжены. На заре своей популярности жанр подводной съемки развивался стараниями энтузиастов, большинство из которых неизвестны истории фотографии. До середины XIX века фотография и исследование глубин развивались параллельными курсами: наряду с эволюцией фотоматериалов совершенствовалась подводная амуниция. Пересеклись они, согласно легенде, в 1856 году, когда родоначальник российского подводного флота немецкий ученый Вильгельм Бауэр сделал первые подводные снимки с борта первой же российской подлодки «Морской черт», испытанной в порту Кронштадта в 1856 году. На 60-е годы XIX века приходятся не слишком удачные опыты английских ученых Томпсона и Кениона, использовавших самодельную подводную фотокамеру. Эти первые фотографии не сохранились до наших дней.

В 1913 году выходит в свет американская экранизация романа Ж. Верна «20 тысяч лье под водой». Для съемки режиссер Джек Вильямсон использовал подводный бокс в виде сферы, вмещавший оператора с камерой.

В годы Первой мировой войны подводные камеры использовались для выявления мин противника. Одну из первых камер создает в 1915 году офицер британского ВМФ Фредерик Янг. В 1930-м Тулонский оружейный завод во Франции начинает серийно производить подводные камеры для военных задач. В 1927 году журнал National Geographic впервые публикует подводные снимки, сделанные в Карибском море штатными фотографом журнала Чарльзом Мартином и ученым-ихтиологом Вильямом Лонгли. Использовалась специально сконструированная ученым лодка, а подсветка осуществлялась с помощью магниевых вспышек.

 

Зарождению подводного спорта в 30-х годах XX века сопутствовала волна массовой популярности фотографии. Офицер ВМС Франции Ив Ле Приер — изобретатель акваланга (1933) и один из родоначальников подводного спорта — погружался на дно с малоформатной «Лейкой» в стеклянном боксе. В 1934 году американский ученый-океанолог Вильям Биб делает снимки на глубине 900 метров, находясь внутри батискафа. Спустя два года его опыт повторяет немецкий ученый Хофманн (240 метров). А в 1939 году американец Эдвард Бейлор делает снимки живых организмов на глубине 1260 метров. Рекорд тех лет установили американские ученые из Океанографического института Вудсхола — Морис Ивинг и Элин Вейн. В 1941 году сконструированный ими глубоководный аппарат делает снимки на глубине 4860 метров. Ивинг и Вейн были создателями первой подводной камеры со встроенной вспышкой (1930).

Снимать под водой без вспышки — трудно реализуемая задача. Одноразовые магниевые вспышки использовать было неудобно. Одной из главных предпосылок популярности подводной фотосъемки оказалось изобретение американским ученым Дж. Эджертоном импульсной электронной вспышки (1947). Эджертон был одним из первых, кто сфотографировал дно океана на большой глубине. В 1959 году в составе экспедиции Ж.-И. Кусто ученый сделал снимок на глубине 8500 метров. В 1951 году импульсную вспышку адаптировал для целей подводной съемки французский инженер Дмитрий Ребикофф — владелец фирмы Rebikoff (Канны), производившей аппараты для передвижения под водой, кино- и видеосъемки. В 1950-х годах появляются первые серийные фотокамеры, предназначенные для съемки под водой. Созданный бельгийским аквалангистом Жаном де Вутером дальномерный CalypsoPhot стал прародителем легендарного семейства пленочных камер Nikonos. Серийное производство CalypsoPhot началось с 1961 года. А в 1963-м заложенные в камере технические решения наследует Nikonos I — первый представитель подводной линейки Nikon. Для Nikonos производилась собственная линейка водозащищенной оптики: 28, 35, 50 и 80 мм, плюс также уникальный в этом классе сверхширокоугольный 15-миллиметровый объектив с коррекцией искажений (1974). В 1980-м камеры Nikonos обзавелись системой замера экспозиции TTL. Самая совершенная камера линейки Nikonos RS появилась в продаже в 1992 году. Ее главным достоинством являлась способность снимать на глубине до 100 метров. В 1996 году производство камер Nikonos было приостановлено. Но они и сегодня весьма популярны у профессиональных дайверов, хотя сильно сдали свои позиции под натиском более доступных комплектов на основе подводных боксов (для обычных зеркальных и компактных камер).

 

 

Выдающиеся подводные фотографы современности:

Ганс Хасс

— венский ученый, исследовавший в 1940-х годах подводный мир Средиземного моря. Сотрудничал с компанией Franke & Heidekeв работе над созданием водозащитного бокса для популярных двухобъективных фотокамер Rolleiflex. Усилия, увенчавшиеся в 1949 году созданием бокса Rolleimarin, превратили двухобъективные «Роллейфлексы» в самые популярные камеры для подводной съемки. Профессиональные фотографы до сих пор пользуются таким набором как наиболее компактным и удобным вариантом применения среднеформатных камер под водой (аналогичный набор для Hasselblad существенно крупнее). После выхода фильма «Путешествие по Красному морю», признанного лучшим документальным фильмом на Венецианском кинофестивале 1950 года, Хасс считается открывателем Красного моря (с точки зрения его потенциала для науки, спорта, фотографии). Он — автор множества фотографий и книг о подводном мире, заставляющих рассматривать этот жанр фотографии как искусство.

Дмитрий Ребикофф.

В начале 1950-х компания Rebikoff активно разрабатывает оборудование для подводной кино- и фотосъемки, а в 1960-х начинает производить разнообразные аксессуары для подводных фотокамер Nikonos — фильтры, широкоугольные конвертеры и т. д. Ребикофф активно работает над уникальным оборудованием, не предназначенным для массового использования, и в 1974 году он представляет уникальную глубоководную платформу для автоматической фотосъемки, способную работать на глубине 2 км. Компания Rebikoff внесла огромный вклад в развитие подводной кинотехники. Но деятельность ее основателя не ограничилась только разработкой. За документальный фильм «Цветной дворец» (1952) о подводной жизни ему была присуждена награда Каннского кинофестиваля. Во многом благодаря именно его усилиям на экран выходит целая серия «подводных» фильмов, включая легендарный «Моби Дик» (1954).

 

Жак-Ив Кусто

— возможно, самый известный исследователь подводных глубин. Кусто использовал в своей работе фотокамеры и осветительные приборы собственной разработки. Является автором большого количества документальных фильмов о подводном мире. Одним из достижений команды Кусто считается фотографирование морского дна на глубине 7250 метров. В 1953 году выходит книга Кусто «В мире безмолвия», а спустя три года — ее киноверсия, удостоенная премии Оскара и французской «Золотой пальмовой ветви».

Дэвид Дюбле

— американский фотограф. Работал инструктором в нью-йоркском дайвинг-клубе, а параллельно с работой занимался фотографией, имея в своем распоряжении довоенную «Лейку». С 1972 года начинает сотрудничать с журналом National Geographic и быстро делает карьеру, публикуя снимки из далеких уголков мира. Дюбле — один из немногих мастеров подводной съемки, сделавший карьеру фотографа. В числе клиентов у него были такие компании, как Kodak, Microsoft, Rolex Watch. Обладатель множества престижных наград, в том числе Sara Prize and International Award (1969), World Underwater Federation (1993), National Press Photographer’s Association (1975). Автор книги Under the Sea from A to Z, опубликованной в 1991 году.

Стив Ватерман

в 1954–58 годах был владельцем дайвинг-центра на Багамах. В эти годы он снимает на 16-миллиметровую кинокамеру свой первый фильм о дайвинге. В конце 1960-х National Geographic выкупает у него отснятые киноматериалы, а в 1968-м Ватерман снимает свой первый фильм — классический триллер про акул «Голубая вода, белая смерть». Сегодня Ватерман известен прежде всего своей работой на телевидении, за которую был удостоен пяти (!) премий Emmy. Режиссер и оператор большого числа документальных фильмов о подводном мире. Также известен как профессиональный фотограф, специализирующийся на подводной съемке.

 

Материал подготовлен http://prophotos.ru

Комментарии:

Тел: 8(495)64-782-54
email: info@horecalive.ru